ФЭНДОМ

0 14d34 8019935f L
В Андреевский собор на Васильевском острове входит несколько зданий: собор Святого Андрея Первозванного, расположенный рядом храм Трех Святителей Вселенских, а также часовня Святого равноапостольного великого князя Владимира. Первые два храма, несмотря на отсутствие богатого оформления, характерного для многих больших соборов города, отличаются долгой историей, восходящей еще к Петру I, и особо почитаются прихожанами Петербурга.

Считая апостола Андрея своим небесным покровителем, Петр Первый в его честь планировал выстроить у Двенадцати Коллегий (сегодня главный корпус СПбГУ) на стрелке Васильевского острова церковь. Только внезапная смерть императора помешала перейти от бумажной стадии проекта к его реализации. В итоге, деревянная церковь уже по проекту Доменико Трезини была выстроена лишь в 1731 году.

M 369421087d72612d

Из-за малой вместительности храма и отсутствия отопления позже, в 1745 году, по соседству была возведена небольшая каменная церковь (располагается слева от Андреевского собора), получившая название Трех Святителей Вселенских (архитектор Доменико Трезини). Тогда же, кстати, в храме Михайло Ломоносов и Василий Тредиаковский приняли присягу как профессора Петербургской академии наук.

В 1764 году деревянный собор сгорел, и на его месте начали строительство современного здания по проекту архитектора А.Ф. Виста. В течение последующих 30 лет была достроена колокольня и часовня. При Павле I собору был присвоен в статус Орденского храма Святого Андрея Первозванного; так над входом появился картуш с двумя ангелами, несущими знак апостола Андрея. По новым правилам в соборе в день святого покровителя ордена его кавалеры должны были собираться на службу.

Впоследствии здание достраивалось (два новых придела) и совершенствовалось (устроено отопление). В 1878-1879 годах оба храма, Андреевский и Трех Святителей Вселенских, были объединены общей оградой. В разное время в них молились Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадский, император Николай II и др.

Благодаря своей высоте (45 метров) собор до сих пор остается высотной доминантой Васильевского острова (если не принимать в расчет новостройки последних лет в районе ДК Кирова и станции метро Приморская). Его вытянутые башенки вокруг главного купола делают общую композицию церкви необычной.
0 14d33 3c2a90f6 L

Считается, что до революции собрание древнерусских икон в храмах Андреевского собора было одним из самых значительных в Петербурге. Однако в годы после революции церкви подверглись разграблению, позже – заброшены и в 1938 году закрыты. В разное время здания использовались под разные нужды, в том числе как склады, помещения Библиотеки академии наук, Министерства Военно-морского флота и т. д. До распада Советского Союза храм был отдан для хранения фондов Института и музея этнографии АН СССР.

Первая литургия после длительного (более 50 лет) перерыва в соборе была совершена в 1990 году. С этого момента началось постепенное возвращение храму его ценностей и помещений. Когда на 6-й и 7-й линиях Васильевского острова велись работы по устройству пешеходной зоны, была достроена часовня на углу Большого проспекта, а также установлен обелиск в честь 300-летия учреждения высшей награды Российской империи – ордена Андрея Первозванного.

В сквере у Орденского Андреевского собора также находится памятник первому кавалеру этого ордена – Федору Алексеевичу Головину.

M 389934d451776f2d

В Андреевском соборе хранятся 44 иконы. Наиболее чтимые из них – безусловно, святого апостола Андрея Первозванного. Одна из икон хранится с частицей его мощей. Отметим также образы апостолов Андрея и Филиппа. Большой ценностью собора является также старинный, XVIII века, позолоченный иконостас высотою 17 метров. Чудом уцелев в революционное смутное время и в блокаду, он сейчас является одним из старейших в городе. В храме ежедневно проводятся богослужения, на которые может попасть любой желающий.

Андреевский собор

Краткое описание
Тип

храмы

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург

На карте

http://g.co/maps/g6bze

В игре

http://steeper.ru/point/29

Интересные фактыПравить

  • В Андреевский собор на Васильевском острове входит несколько зданий: собор Святого Андрея Первозванного, расположенный рядом храм Трех Святителей Вселенских, а также часовня Святого равноапостольного великого князя Владимира.
  • Деревянная церковь по проекту Доменико Трезини была выстроена в 1731 году.
  • Из-за малой вместительности храма и отсутствия отопления в 1745 году по соседству была возведена небольшая каменная церковь (располагается слева от Андреевского собора), получившая название Трех Святителей Вселенских (архитектор Доменико Трезини).
  • В 1878-1879 годах оба храма, Андреевский и Трех Святителей Вселенских, были объединены общей оградой. В разное время в них молились Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадский, император Николай II и др.
  • Благодаря своей высоте (45 метров) собор до сих пор остается высотной доминантой Васильевского острова.
  • В разное время здания использовались под разные нужды, в том числе как склады, помещения Библиотеки академии наук, Министерства Военно-морского флота и т. д. До распада Советского Союза храм был отдан для хранения фондов Института и музея этнографии АН СС
  • В Андреевском соборе хранятся 44 иконы. Наиболее чтимые из них – безусловно, святого апостола Андрея Первозванного. Одна из икон хранится с частицей его мощей.
  • Большой ценностью собора является также старинный, XVIII века, позолоченный иконостас высотою 17 метров. Чудом уцелев в революционное смутное время и в блокаду, он сейчас является одним из старейших в городе.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики