ФЭНДОМ

Дом-усадьба Валуевых - Неклюдовых

Краткое описание
Страна

Россия

Город

Остров

На карте

http://maps.yandex.ru/-/CNDyEWyl

В игре

http://steeper.ru/point/62

Дом-усадьба Валуевых - Неклюдовых расположен в городе Острове. Построен в 1760 году. Один из самых красивых домов города и округи. Заказчиком дома был генерал-майор С. М. Валуев - владелец села Жеребцово, расположенно­го недалеко от города Острова вниз по течению ре­ки Великой.

ВалуевыПравить

Дворянский род Валуевых литовского происхождения. Предок их Окатья Вол или Вала прибыл в Россию в начале XIV в. и принял православие. У него были два сына. Старший — Василий Окатьевич Волуй — служил окольничим при великом князе Симеоне Гордом и в качестве свидетеля подписывал договор этого великого князя с братьями. Младший сын, Иван Окатьевич Волуй или Волуй Окатьевич, был воеводою при войсках Дмитрия Донского и убит в сражении на Куликовом поле. В том же сражении убит и сын Василия Окатьевича, Тимофей Васильевич Волуев, предводительствовавший полками Владимирским и Юрьевским. Имя Тимофея Васильевича записано на вечное поминовение в синодик московского Успенского собора, и от него происходят дворяне Валуевы.

Валуевы.jpg

Вид поместья в наши Дни

В связи со Псковской землей фамилия Валуевых начинает упоминаться с 1670г. когда Ивану Семеновичу Валуеву было «жаловано имение недвижимое, по наследству потомкам» в окрестностях города Острова — сельцо Жеребцово.
В нем его внук Степан Миронович Валуев (1709-1780) возвел роскошный усадебный дом в 1760-х гг. Его проектирование и строительство предание связывает с именем Ф.-Б.Растрелли (документального подтверждения этому мне найти не удалось).
Степан Миронович дослужился до чина генерал-майора и имел редкую по тем временам специальность инженера-картографа (он составил, в частности, первую карту Карелии). Он поселился в своем островском доме после отставки. У него было четверо детей: 3 сына и дочь.

Наибольшую известность получил его средний сын Петр Степанович (1743-1814). Он служил при дворе Екатерины II, Павла I, Александра I. В 1796г. Павел I пожаловал ему 1000 душ крепостных и звание сенатора.

В октябре 1881г. П.А.Валуев получил отставку и занялся литературной деятельностью. В его дневнике, который он вел всю жизнь, есть такие строки: «Не вижу правительственного сознания, хотя и вижу правительствование. Мне кажется, что все-таки по частям все крушится и рушится, и я бессилен крушению и обрушению ставить преграды»...
«Чувствуется, что почва зыблется, зданию угрожает падение, но обыватели как будто не замечают этого,— а хозяева смутно чуют недоброе, но скрывают внутреннюю тревогу».
Эти слова оказались, увы, пророческими в отношении дома Валуевых в Острове.

Судьба домаПравить

Остров стоял на тракте, соединявшем Петербург с Варшавой и с юго-западными российскими провинциями. Дом Валуевых считался лучшим не только в городе, но и во всей Псковской губернии. Как говорят, ни одна комната в доме не повторялась в своем убранстве. Сюда съезжалось богатое островское общество на приемы, балы и маскарады. Здесь часто останавливались именитые гости. В 1780г. у Валуевых несколько дней провела Екатерина II, в 1840-х гг. - Николай I.

Женою Петра Александровича Валуева была княжна Мария Вяземская (1813—1848)— дочь поэта П.А.Вяземского, друга А.С.Пушкина. Бытует мнение, что в доме Валуевых бывал и сам Александр Сергеевич.

Вал2.jpg

В 1865г. имение наследовал коллежский секретарь А.А.Валуев, внук младшего сына С.М.Валуева. При нем здание было перестроено в стиле XIX в. Вскоре «за расточительное и беспорядочное управление имениями» он лишается своих владений, в том числе и Жеребцова. Хозяином имения и дома становится С.М.Неклюдов.Главный фасад здания (обращенный к реке Великой) имел портик с балконом и лестницей, спускавшейся к реке и украшенной каменными скульптурами сфинксов. На фотографии начала XXв. он еще присутствует

В советские времена была уничтожена парадная лестница. В имении вырублены яблоневый сад и часть парка. В доме Валуевых-Неклюдовых до 1968г. располагался Детский дом им.В.И.Ленина:

Ффф.jpg

Жеребцово слилось с Островом и сейчас является частью города. С начала 1970-х гг. и по настоящее время здесь располагается Профессиональное училище № 11. Дом интенсивно разрушается. Жутковато видеть, как шустрые ребята и девчонки снуют под нависшими кирпичами, среди выбитых окон.

Несмотря на многочисленные обращения горожан и публикации в областной прессе, для спасения дома абсолютно ничего не предпринимается, за исключением навеса над входом, защищающего от падения камней.

Интересные фактыПравить

  1. Дом расположен в селе Жеребцово, которое сейчас является частью города Острова.
  2. Построен в 1760 году.
  3. Один из самых красивых домов города Острова и округи.
  4. Заказчиком дома был генерал-майор С. М. Валуев - владелец села Жеребцово.
  5. В 1780г. у Валуевых несколько дней провела Екатерина II.
  6. В 1840-х гг. дом посетил Николай I.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики