ФЭНДОМ

Памятник Остапу Бендеру

Краткое описание
Тип

скульптуры

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург

На карте

http://g.co/maps/dtjyh

В игре

http://steeper.ru/point/50

Недалеко от станции метро Невский Проспект , на Итальянской улице стоит бронзовый человек, который опирается на бронзовый стулработы мастера Гамбсалевой рукой. Этот человек не кто иной, как Остап Бендер - герой романов "Двенадцать Стульев" и "Золотой Теленок". А стул этот - один из двенадцати, скрывающих бриллианты мадам Петуховой. Бронзовый сын турецкоподданного, как всегда, в своей стильной фуражке и при шарфе. Под мышкой у него — папка с компроматом на подпольного миллионера Корейко…

ПамятникПравить

0 56578 82451fd0 XL
Памятник великому комбинатору Остапу Бендеру установлен 25 июля 2000 года в Санкт-Петербурге в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице дом 4, при входе в ресторан «Золотой Остап». Ресторана уже такого нет, а Остап со своим стулом есть. Открытие памятника приурочили к 100-летию Остапа Бендера, который, как уверяют знатоки, родился 25 июля 1900 года.

 По поводу места установки изваяния возникли неоднозначные мнения. Одни считают подобного рода объекты китчем, которому не место в исторической части города. Для большинства же Остап Бендер — популярный литературный герой, фигура которого украшает многие города. По этой причине они не возражают против появления этого героя в городской среде.

Скульптор, создавший памятник - Альберт Чаркин, ректор Академии Художеств. Он же является автором двух памятников Есенину - в Таврическом Саду и на улице Есенина в Выборгском районе, памятников Остапу Бендеру на Итальянской улице и бравому солдату Швейку в Купчино на Балканской площади.

Интересно, что роль Остапа сыграл в кино не только Андрей Миронов, но и Сергей Юрский, поэтому скульптура наделена чертами обоих актеров. А по одной из версий, у нашего героя был реальный прототип – сотрудник Одесского уголовного розыска Осип Вениаминович Шор, являющийся другом авторов романов.

Народная приметаПравить

Говорят, что для того, чтобы повезло в задуманном деле (как правило, авантюрном), нужно потереть Остапу нос. А если еще и посидеть на стуле, то можно считать, что «ключ от квартиры, где деньги лежат» — у вас в кармане.

Также, если хочешь чтобы предстоящая сделка прошла удачно, нужно посидеть на стуле и попросить помощи у Остапа.
4e1f381df032e

Памятник пользуется заслуженной популярностью у туристов - разрешается его трогать, обнимать, целовать и фотографироваться, сидя на стуле, чем многие из проходящих мимо этой замечательной скульптуры и занимаются. В разгар туристского сезона к двенадцатому стулу выстраивается очередь. Все гости города желают сфотографироваться, непременно восседая на сокровищах, рядом со статуей Великого комбинатора.

Великий комбинаторПравить

Название главы романа «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897—1937) и Евгения Петрова (1903—1942). Авторы хотели так назвать и сам роман, но остановились на варианте «Золотой теленок», имея в виду легендарного золотого тельца, символизирующего стремление Остапа Бендера, главного героя романа, к обогащению.

Историю создания романа рассказал известный советский писатель Валентин Катаев (брат Е. П. Петрова) в своем романе-воспоминании «Алмазный мой венец» (1978). Прототипом Остапа Бендера послужил, как пишет Катаев, сотрудник Одесского уголовного розыска Осип Вениаминович Шор (1897—1979), или Остап, как его звали друзья и близкие. Все, кто знал Остапа, отзывались о нем как об умном, добром и решительным правдолюбце, обладавшем замечательным чувством юмора, немалым ростом (1 м. 90 см) и физической силой.

Осип-Остап был вторым ребенком в семье дочери крупного городского банкира Екатерины Бергер и Вениамина Шора — хозяина магазина колониальных товаров (старший брат Остапа — Натан прославился как талантливый поэт, писавший под псевдонимом «Анатолий Фиоле-тов»).. Остап закончил Одесскую гимназию Илиади (там же, как указывают авторы романа, учился и герой романа Остап Бендер). И тогда же Остап серьезно увлекся футболом, и так удачно, что легендарный летчик и спортсмен (чемпион Европы по велоспорту) Сергей Уточкин прочил ему славу футбольного чемпиона. Еще мальчишкой юный Шор познакомился на футбольном поле с будущим писателем Юрием Олешей, и их дружба длилась всю жизнь.

Вскоре Остап Шор стал своим в литературной Одессе и по другой причине. В 1914 г. у его брата Анатолия Фиолетова выходит книга стихов «Зеленые агаты», он печатается в журналах Москвы и Петербурга, становится одесской знаменитостью. И дом Шоров становится одним из центров литературной жизни Одессы: там часто бывают Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Александр Биск, Яков Гольдберг, Семен Кес-сельман, Зинаида Шишова (строки которой так часто приписывают И. Северянину: «...Радикальное средство от скуки — ваш изящный мотор-лендоле. Я люблю ваши смуглые руки на эмалевом белом руле...»). Сам Остап не написал ни строчки, но прославился в кругу литераторов как мастер устного рассказа, чьи смешные истории особенно нравились Илье Ильфу и Юрию Олеше.

В 1916 г. Остап поступил в Петербургский политехнический институт. Вскоре случился октябрьский переворот, и Шор решает вернуться домой, к друзьям, тем более что у него начинается бронхит. Но из-за разрухи и безденежья он добирался до Одессы целый год. Попадал в разные переделки, подрабатывал кем придется, в том числе «пожарным инспектором» и «художником» на пароходе (позже он расскажет о своих проделках Ильфуи Петрову, и эти рассказы станут фактами биографии Остапа Бендера).

В Одессе за первые три года революции власть менялась 14 раз. Иногда разные части города контролировали (отмечая «границы» бельевыми веревками) разные политические силы — большевики, петлюровцы, интервенты, белогвардейцы. А Молдаванкой владела армия бандитов и налетчиков Мишки-Япончика (Михаила Винницкого). Все это не.могло не привести к невиданному ранее разгулу преступности, для защиты от которой горожане стали создавать отряды самообороны и народные дружины, лидерам которых стали присваивать звания «инспекторов уголовного розыска». Ими стали Евгений Петров, брат Остапа Анатолий Фиолетов и (в апреле 1918г.) сам Остап.

Последний особо преуспел в борьбе с Япончиком (прототипом другого литературного персонажа — бабелевского Бени Крика): раскрыл дела об ограблении двух банков и мануфактуры, арестовал немало налетчиков, устраивая на них засады. Стал личным врагом Япончика, который публично обещал отомстить Остапу. На него было несколько покушений. Однажды на Ланжероновской улице бандиты его схватили и повели в портовые доки «на последний разговор». Но когда процессия шла мимо кафе Франкони, Остап окликнул кого-то из посетителей и затеял с ним ссору. Началась потасовка, и в суматохе Остап смог уйти от своих преследователей. Но после того как подручные Япончика убили по ошибке вместо Остапа его брата, поэта Фиолетова (убили в магазине, где Натан и его невеста Зинаида Шишова выбирали мебель для их будущего дома), Шор поклялся никогда не брать оружия в руки, уволился из уголовного розыска и в 1922 г. переехал в Москву. Тогда же и родилась его знаменитая фраза: «Мой папа был турецко-подданный». По закону того времени дети иностранных граждан освобождались от воинской повинности, а служить в армии Остап не хотел.

Свои правовые знания Остап сохранил с одесских времен и ссылался на .статьи законов часто. Отсюда у романного Остапа и подчеркнутое уважение к Уголовному кодексу («...только без уголовщины. Кодекс мы должны чтить»), и знание как кодекса, так и специфики следственных действий. Причем это не осведомленность, вынужденно приобретенная врагом закона, а профессиональные знания его блюстителя. Остап Бендер не только цитирует статьи УК, но даже и составляет пародийные «протоколы с места происшествия», иронизируя над их не очень толковыми авторами. Так, в главе «И др.», избежав расправы со стороны васюкинских любителей шахмат, он говорит: «Если бы вчера шахматным любителям удалось нас утопить, от нас остался бы только один протокол осмотра трупов: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием».

Когда в 1927 г. роман «Двенадцать стульев» вышел в свет, Остап Шор встретился с его авторами, своими старыми друзьями, попенял им за свое «убийство» и на правах прототипа указал на ряд несоответствий во времени. Сам Шор к тому времени во многом изменился, и его другая ■ характерная фраза вошла уже во второй романа Ильфа и .Петрова «Золотой теленок». Там Остап Бендер повторяет слова Остапа Шора: «У меня с советской властью возникли за последний год серьезные разногласия. Она хочет строить социализм, а я нет».

В 1934 т. Остап уезжает из Москвы на Челябинский тракторный завод, где директором работал его друг Ильичев. Когда в 1937 г. работники НКВД пришли арестовывать директора прямо в его рабочем кабинете, Остап затеял с ними драку. Его арестовали, но он бежал из-под стражи. Долго скрывался в Ленинграде, затем переехал в Москву, где жил у своего друга детства Юрия Олеши, к тому времени известного писателя, автора «Трех толстяков» и «Зависти».

E7b279be6a862d254f0e7cc4dde2874e XL
Когда началась война, Остап хотел вернуться к своим родственникам в блокадный Ленинград, но это ему не удалось. Он заболел: началась экзема, которая переросла в рак кожи. Больного Остапа эвакуируют в Ташкент. После войны он возвращается с семьей в Москву, поселяется на Воздвиженке и выходит на пенсию по инвалидности. Продолжает дружить с Юрием Олешей, которого навещает, несмотря на свою почти полную слепоту. В 1979 г. Осип Вениаминович Шор умер. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

Адрес: Итальянская ул., 4.

Как найти: станция метро «Гостиный двор» , выход на канал Грибоедова. Далее направо по набережной канала в направлении Спаса-на-крови.

Интересные фактыПравить

  • Памятник великому комбинатору Остапу Бендеру установлен 25 июля 2000 года в Санкт-Петербурге в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице дом 4, при входе в ресторан «Золотой Остап».
  • Открытие памятника приурочили к 100-летию Остапа Бендера, который, как уверяют знатоки, родился 25 июля 1900 года.

  • Скульптор, создавший памятник - Альберт Чаркин, ректор Академии Художеств.
  • Интересно, что роль Остапа сыграл в кино не только Андрей Миронов, но и Сергей Юрский, поэтому скульптура наделена чертами обоих актеров.
  • По одной из версий, у нашего героя был реальный прототип – сотрудник Одесского уголовного розыска Осип Вениаминович Шор, являющийся другом авторов романов.
  • Говорят, что для того, чтобы повезло в задуманном деле (как правило, авантюрном), нужно потереть Остапу нос. А если еще и посидеть на стуле, то можно считать, что «ключ от квартиры, где деньги лежат» — у вас в кармане.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики