ФЭНДОМ

Памятник блокадному трамваю

Краткое описание
Тип

памятники

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург

На карте

http://g.co/maps/cc8hr

На проспекте Стачек (метро «Автово» ) у дома № 114 22 августа 2007 года был установлен памятник блокадному трамваю. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения. Официальное открытие памятника состоялось 8 сентября. Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Это реальный трамвай, выпущенный в 30-ые годы Путиловским заводом, в годы войны курсировал по 12 маршруту.

DSCN0145.jpg

"Здесь в сентябре 1941 года Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты Ленинграда от фашистских танков" и "«Блокадный трамвай» типа МС установлен в 2007 году в честь столетия петербургского трамвая" - надписи на памятных камнях, входящих в ансамбль памятника.

ИсторияПравить

В 1941 году, к началу войны, ленинградский трамвайный парк был самым большим транспортным предприятием города - ежедневно на 42 маршрута выходило до 800 поездов (1835 вагонов). Рельсовая сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды (Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую) с центром города.
DSCN0144.jpg

8 сентября 1941 года, гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей. Блокада отразилась абсолютно на всех сторонах жизни ленинградцев, в том числе и на транспорте. Весь автомобильный транспорт был мобилизован на фронт, троллейбусное движение оказалось непрактичным из-за плохо развитой сети, поэтому практически все перевозки пассажиров и грузов легли на плечи трамваев.

DSCN0141.jpg
DSCN0143.jpg

На трамвайных вагонах перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах. Ко многим предприятиям в срочном порядке были проложены трамвайные пути, на вагонах подвозили хлеб к магазинам. Трамвай стал полноценным жителем города. А особо горожане и городские власти оценили труд трамвайщиков и необходимость этого вида транспорта в декабре 1941 года, когда из-за недостатка электричества и снежных заносов трамвайное движение было прервано на 3 месяца. Ленинградские трамвайщики проявили невероятное мужество и героизм для скорейшего восстановления движения трамвая в городе, которое с весны 1942 года не прекращается ни на один день.

Памятник открыт на проспекте Стачек, около дома №114. Линия фронта проходила всего в 4 километрах от места установки памятника. Недалеко от места установки вагона-памятника, у въезда в трамвайный парк, из старых двухосных трамвайных вагонов была в годы войны сооружена баррикада - десяток вагонов, поваленных набок, были заполнены песком и булыжником, преграждая тем самым путь врагу в случае наступления на город.

Интересные фактыПравить

  • Памятник открыт на проспекте Стачек, около дома №114.
  • В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения.
  • Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города.
  • Линия фронта проходила всего в 4 километрах от места установки памятника.
    DSCN0142.jpg

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики