ФЭНДОМ

Це
Ост.jpg

Островские мосты

'
пные мосты через реку Великая —два висячих моста через реку Великая в городе Остров. Уникальный памятник строительной техники и архитектуры, один из лучших образцов архитектуры мостов XIX века. Это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России.

Цепные мосты в г.Остров

Краткое описание
Тип

мосты

Страна

Россия

Город

Остров

На карте

http://maps.yandex.ru/-/CNDu7Y-Q

В игре

http://steeper.ru/point/63

ИсторияПравить

До сооружения постоянных металлических мостов, сообщение между берегами реки Великой в городе Остров осуществлялось паромами, а также по легкому временному деревянному мосту на козлах. Этот непрочный мост приходилось ежегодно разбирать, к тому же он часто разрушался паводковыми водами. Проекты строительства постоянного моста последовательно предлагались в 1837, 1841, 1846 гг. К осуществлению был принят проект цепного висячего моста, разработанный инженером путей сообщения М.Я.Краснопольским.

Строительство мостов велось в 1851-1853 годах под руководством автора проекта. Из-за того, что висячие мосты чувствительны к динамической нагрузке, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий в 1853 г. было разработано особое «Положение о движении по цепным Островским через рукава р. Великой мостам». Торжественное открытые моста состоялось 19 ноября 1853 года в присутствии царя Николая Первого. Инженер М.Я.Краснопольский был награждён орденом святой Анны второй степени. Стоимость обоих мостов составила 300 тысяч рублей.

В 1926 году проезжая часть и деревянные фермы жесткости были заменены металлическими. В 1944г., во время освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, северный мост был поврежден. К 1945 году он был восстановлен.

КонструкцияПравить

Мостовой переход состоит из двух однопролетных цепных мостов, расположенных на одной оси и пересекающих два рукава реки. Пролёты мостов одинаковы: каждый равен (в свету) 93,29 м. Пролетное строение каждого моста состоит из двух несущих железных цепей, вертикальных подвесок, проезжей части и двух ферм жесткости, служащих для уменьшения прогибов и колебаний моста, возникающих при движении транспорта и пешеходов. Расстояние между осями цепей— 7,32 м. Цепи переброшены через пилоны, каждый из которых сконструирован в виде двух отдельных каменных столбов, не имеющих поперечных связей— распорок. Высота столбов— 9,88 м, размеры поперечного сечения: у основания— 3,20 м в длину и 2,44 м в ширину, у вершины— 2,52 м в длину и 1,89 м в ширину. Пилоны сложены из тщательно тесаных гранитных блоков, скрепленных металлическими связями. Каждая цепь состоит из двух ветвей, расположенных друг над другом. Ветви сконструированы из плоских звеньев, расположенных по 6 в ряд и соединенных горизонтальными болтами. Болты— точеные, плотно пригнанные к отверстиям проушины. Размеры попере
Ostrov bridge old2.jpg

Общий вид мостов

чного сечения звеньев: толщина 19 мм, ширина— 128 мм. Цепи опираются на вершины пилонов через специальные чугунные оголовки. Между цепями и оголовками расположены тщательно обточенные чугунные ролики, обеспечивающие возможность небольшого перемещения цепей. Благодаря такому подвижному опиранию цепей на пилоны, последние избавляются от изгибающих усилий, весьма нежелательных для каменной конструкции. Опорные узлы цепей закрыты декоративными навершиями. Цепи мостов заанкерены в массивах устоев, массивы возведены из отборной бутовой плиты на гидравлическом растворе. Концы цепей проходят через отверстия, сделанные в гранитных камнях-анкерах, и закреплены в чугунных анкерных коробках. Размеры камней-анкеров: длина и ширина по 152 см, толщина— 84 см. Камни-анкеры упираются в группы гранитных блоков, прочно связанных в одно целое. Цепи проходят внутри наклонных галерей с лестницами. Эти галереи, а также поперечные горизонтальные галереи, предусмотренные около анкерных чугунных коробок, обеспечивают возможность осмотра анкерных устройств. Для защиты цепей от возможных наездов и ударов транспорта на анкерных устоях над входом цепей возведены небольшие каменные пьедесталы. Их размеры: длина— 3,97 м, ширина— 1,82 м, высота— 1,98 м.

Интересные фактыПравить

  • Это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России.
  • Строительство мостов велось в 1851-1853 годах под руководством автора проекта М.Я.Краснопольского.
  • Торжественное открытые моста состоялось 19 ноября 1853 года в присутствии царя Николая Первого. Инженер М.Я.Краснопольский был награждён орденом святой Анны второй степени.
  • Стоимость обоих мостов составила 300 тысяч рублей.
  • Пролёты мостов одинаковы: каждый равен (в свету) 93,29 м.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики